22 Янв, 2013
13 комментариев

День открытых дверей на строящемся окончании ветки А пражского метрополитена

В субботу 19 января на 5 очереди строительства ветки А (зеленой) пражского метрополитена был проведен день открытых дверей. Проект продолжения ветки А в сторону аэропорта начал обсуждаться в начале 1990-х, но лишь к концу 2000-х идея нашла свое воплощение и городские власти объявили конкурс на строительство продолжения на запад от станции метро «Дейвицка» (чеш. Dejvická) на северо-запад в сторону аэропорта со строительством 4 станций: Боржисла́вка (чеш. Bořislavka), Велесла́вин (чеш. Veleslavín), Пе́тржины (чеш. Petřiny) и Мо́тол (чеш. Motol). Работы были начаты весной 2010 года, открытие планируется весной 2014, т.е. через год. На данный момент все тоннели пробурены, 26 ноября 2012 оба щита раньше плана вышли на станцию метро «Дейвицка».

На данный момент продолжение метро непосредственно до аэропорта не планируется, в планах строительство ЖД-сообщения до аэропорта и впоследствии до города Кладно, что за аэропортом и в котором находится завод LEGO.

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Я как фанат высокотехнологичного строительства не упустил этой возможности, не забыв с собой прихватить фотоаппарат. Сразу скажу, что было очень интересно. Нет, не было масштаба строительства тоннеля «Бланка» — в первую очередь интерес представляют технологии строительства. Думаю, она даже для обывателя выглядит как “rocket science”. А у меня, как инженера, и вовсе дух захватило. Подробности о технологии см. в конце заметки.

День открытых дверей начинался в 9 утра, но мы хорошенько выспались и поехали к 13 часам. По опыту посещения тоннеля «Бланка» я оценивал, что несмотря на длину трассы в 3 км все займет не более часа, я оказался прав. Трамвай был битком набит, а место строительства было огорожено традиционным для чехов аккуратным забором с информационными плакатами «Что мы здесь строим, как и зачем, как все будет выглядеть».

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

В целом людей было довольно много, по итогам дня открытых дверей организаторы сообщили о 17,5 тысяч гостей.

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Сразу за красными надувными воротами (см. фото выше) оказалась будущая станция метро «Велеславин». Раположена она прямо у дороги, возле трамвайной остановки и буквально в сотне метров от ЖД-вокзала «Велеславин». Очевидно, что станция строится открытым способом:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Первым делом необходимо спуститься вниз, для этого делаем небольшой крюк.

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

На входе все гости Дня открытых дверей получали от добрых строителей в касках (а это явно были метростроители) информационные листы, на которые все по маршруту следования собирали печати и в итоге открывные листы со всеми печатями участвовали в розыгрыше iPod Nano, бадминтоновой ракетки с подписью олимпийского чемпиона Петра Коукала (чеш. Petr Koukal), различных книг, флешек и пр. призов.

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Карты и в целом листовка выполнены по тому же проекту, что и в случае дня открытых дверей на строительстве тоннеля «Бланка». Радует, что чешские строители не стесняются и не ленятся писать конкретные данные о строительстве — сколько кубометров грунта было изъято, какая техника использовалась и пр.

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Но вернемся к строительству — спускаемся вниз.
День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Идем.

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

А вот и виднеется вестибиль будущей станции «Велеславин».

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

А вот и она. Здесь всего через год будут ездить поезда и мигать лампочками платформы. Не сомневаюсь, что на этом продолжении зеленой ветки будут те же мигающие ограничители безопасной зоны, которые сейчас установлены на новых станциях красной ветки.

Прошу обратить внимание на туалеты на заднем плане. Это не служебный туалет, множество таких биотуалетов, диспенсеров с водой и попросту горы пластиковых стаканчиков привезли специально на день открытых дверей. В большинстве своем, на подобных мероприятиях не забывают о людях с ограниченными возможностями, но в конкретном случае оборудовать трассу было невозможно.

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Колонки рядом с палаткой на случай непогоды не работали. Вероятно, они были задействованы на открытии, которое мы успешно проспали.

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

На всех площадках были и спасатели:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Входим в чрево будущего метро. В начале экскурсии выставлена различная техника: бульдозеры, бетононасосы и др.

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена
День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Цепи на бульдозере:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Данный сегмент является частью станции, поэтому существенная основная работа все-таки не поставлена на поток.

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

В конце будущей станции находится начало непосредственно тоннеля, выполненного по технологии TBM:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Даже ежу понятно по этому фото, насколько высокотехнологична технология, раз в этом тоннеле в паре десятке метров под землей банально сухо:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

По данному тоннелю мы проследовели всего несколько сотен метров на север, оказавшись в технической яме, изначально предназначенной для помещения проходческих щитов. Удивляться размерам не стоит, щит имеет в длину 95 метров. В будущем данная яма будет превращена в вентиляционную шахту метро. Перед нами — тоннели в направлении станции «Дейвицка».

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Люди идут вереницей по тоннелю:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

В целом данная яма используется для погрузки секций тоннеля, компонентов, бетона и пр. В нашем случае здесь находился первый пункт для отметок на листовки, никто не хочет отказываться от призов.

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Из правого тоннеля мы вышли, обратно до станции «Велеславин» идем обратно по левому.

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Пожалуй, лишь меня заинтересовали лежащие здесь секции тоннеля:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Обратите внимание на исполнение, на краях есть уплотнители! Вот откуда такая герметичность тоннеля!

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

В этой яме также находятся лифты для доступа персонала:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

И, как я понял, загрузки бетона:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Повсюду, как и всегда у чехов, информационные щиты:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Йа-ху, снова разная очень интересная техника!

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Пройдя обратно по такому же прекрасному герметичному тоннелю мы оказываемся в исходном пункте нашего путешествия:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Не забываем поставить вторую из трех отметок для участия в розыгрыше призов:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Кто-то сходил в туалет, кто-то погрелся — вновь идем в тоннели, теперь на юг, в сторону строящейся станции «Петржины». Внимание, тоннель идет вверх под углом в 4 процента. Правда, по факту это и незаметно.

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Неспеша, без суеты продвигаемся. Внутри тоннеля можно и обгонять людей, стены очень гладкие, но обойти людей не составляет труда.

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Туда:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Сюда:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Сразу обращаю внимание на конструкцию стен тоннеля, они составлены из увиденных нами ранее секций с уплотнителем по периметру и стянуты болтами:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Посетителям доступны далеко не все отрезки тоннелей, порой приходится переходить из одного тоннеля в другой.

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Идем-идем… По меньшей мере полчаса всей экскурсии мы видим такую картину:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

На отрезке между станциями «Велеславин» и «Петржины» есть 5 перемычек между тоннелями. В будущем они будут использоваться для размещения части оборудования и попросту в экстренных ситуациях для перехода из одного тоннеля в другой.

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Во время дня открытых дверей в них находились зоны для отдыха гостей. Можно было посидеть на скамеечке за столиком, попить воды, перевести дух.

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Или попросту погреться, т.к. здесь были установлены тепловые пушки.

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

На всем пути следования посетители задавали персоналу разнообразные вопросы. Отмечу, что на всех подобных днях открытых дверей персонал очень отзывчив, идет на контакт даже с детьми и с удовольствием объясняет детали проекта, как работается людям на этом объекте. Люди очень открыты, я бы даже сказал, что наивны.

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Но молодежь сразу же продолжает путь и мы оказываемся в тоннеле уже с залитой поверхностью для размещения рельсов:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

В целом по ходу маршрута можно отмечать разную степень готовности.

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

И вот мы выходим на будущую станцию «Петржины»:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

В отличие от Велеславина, данная станция изначально была пробурена по технологии NRTM и поэтому солнечного света никогда не видела. Использованный метод вовсе не инновационный, он используется с 1960-х лет.

Мы вышли из правого тоннеля, между тоннелями находится шахта для будущего эскалатора, по которому пассажиры будут выходить в вестибюль перед магазином Билла:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

В данной шахте длиной 60 метров явно работать непросто:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Это впечатляющее чудо техники все стараются сфотографировать, удается не всем.

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

И еще раз:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Несмотря на строительство нескольких станций одновременно, разные станции имеют разную архитектуру. Например, если Велеславин является трехсводчатой станцией, то Петржины — односводчатая станция:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

И вновь туалеты:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Диспенсеры с водой, стаканчики:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

И спасатели:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Не забываем поставить последний третий штамп и со станции «Петржины» мы выходим во вспомогательный тоннель «Маркета», который в конечном счете будет засыпан. Именно поэтому здесь мы видим дешевые в строительстве классические методы метростроения:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

В первую очередь — повсюду грязь, вода и работают насосы:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Лично я думал, что в новых тоннелях все будет построено именно таким дедовским грязным способом:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Начинается существенный подъем:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Последний привал:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

И уже виден свет в конце тоннеля:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

В конце тоннель существенно расширяется:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Вот и все.

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Выходим на свежий воздух:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Сбрасываем купоны для участия в розыгрыше:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Экскурсия окончена, надувные ворота нас провожают:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

По пути на остановку можно посмотреть вблизи на контейнеры-дома для строителей, склад стройматериалов:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

Обязательно приеду на открытие!

Технология

А теперь самое интересное — как волшебно складываются бетонные сегменты в цельный тоннель, не поленитесь посмотреть целиком, на видео идет речь о строительстве в Барселоне по данной технологии:

Постараюсь описать кратно, но емко для тех, кому лень или кто не знает английского. Через яму на заданную глубину погружается т.н. «проходческий щит» длиной 95 метров. По факту это целый состав, который не только выбирает перед собой грунт и предоставляет удобную смену буров, но и транспортирует этот грунт по лентам назад через все тоннели (чистота!), а к щиту перевозит сегменты. Общее количество персонала на данном щите составляет не более 12 человек! Главное волшебство см. на видео с 6:05 — рука (!) ставит и фиксирует сегмент на нужное место. После того, как кольцо из сегментов установлено, оно все еще продолжает оставаться внутри фартука щита (т.е. не контактирует с грунтом) и щит гидравлическими домкратами опирается на него, продвигаясь вперед. После того как кольцо начинает контактировать с грунтом, между ним и грунтом закачивается бетонная смесь. И это не говоря уже о том, что сегменты имеют резиновый уплотнитель!

Изгибы тоннеля достигаются банальным использованием сегментов разной конфигурации!

Еще раз фото собранного тоннеля:

День открытых дверей ветка А пражского метрополитена

До чего просто и при этом гениально! К сожалению, у меня нет строительного образования, но такое строительство кажется мне чрезвычайно выгодным для будущей эксплуатауции и быстрым. Наверняка таким тоннелями не страшна прокладка даже через грунтовые воды. К слову, на данных щитах чехами была достигнута скорость в 30-40 м/сутки и поставщик остался очень доволен.

Еще одно видео о принципе работы данного современного щита:

Также стоит посмотреть, как 26 ноября оба щита вышли на станцию «Дейвицка» (ныне являющейся конечной на ветке А).

13 комментариев

Оставить комментарий

Рекомендую блоги

  • EngineerAbroad — блог семейной пары о работе инженерами в Чехии после ЧВУТ
  • Familiafarm — блог Дарьи Павлович о жизни в Чехии
  • Simakhin — блог о полетах, самолетах и Чехии
  • Подебрады.ру — мой основной блог о Чехии и курсах чешского