День открытых дверей на строящемся окончании ветки А пражского метрополитена
В субботу 19 января на 5 очереди строительства ветки А (зеленой) пражского метрополитена был проведен день открытых дверей. Проект продолжения ветки А в сторону аэропорта начал обсуждаться в начале 1990-х, но лишь к концу 2000-х идея нашла свое воплощение и городские власти объявили конкурс на строительство продолжения на запад от станции метро «Дейвицка» (чеш. Dejvická) на северо-запад в сторону аэропорта со строительством 4 станций: Боржисла́вка (чеш. Bořislavka), Велесла́вин (чеш. Veleslavín), Пе́тржины (чеш. Petřiny) и Мо́тол (чеш. Motol). Работы были начаты весной 2010 года, открытие планируется весной 2014, т.е. через год. На данный момент все тоннели пробурены, 26 ноября 2012 оба щита раньше плана вышли на станцию метро «Дейвицка».
На данный момент продолжение метро непосредственно до аэропорта не планируется, в планах строительство ЖД-сообщения до аэропорта и впоследствии до города Кладно, что за аэропортом и в котором находится завод LEGO.
Я как фанат высокотехнологичного строительства не упустил этой возможности, не забыв с собой прихватить фотоаппарат. Сразу скажу, что было очень интересно. Нет, не было масштаба строительства тоннеля «Бланка» — в первую очередь интерес представляют технологии строительства. Думаю, она даже для обывателя выглядит как “rocket science”. А у меня, как инженера, и вовсе дух захватило. Подробности о технологии см. в конце заметки.
День открытых дверей начинался в 9 утра, но мы хорошенько выспались и поехали к 13 часам. По опыту посещения тоннеля «Бланка» я оценивал, что несмотря на длину трассы в 3 км все займет не более часа, я оказался прав. Трамвай был битком набит, а место строительства было огорожено традиционным для чехов аккуратным забором с информационными плакатами «Что мы здесь строим, как и зачем, как все будет выглядеть».
В целом людей было довольно много, по итогам дня открытых дверей организаторы сообщили о 17,5 тысяч гостей.
Сразу за красными надувными воротами (см. фото выше) оказалась будущая станция метро «Велеславин». Раположена она прямо у дороги, возле трамвайной остановки и буквально в сотне метров от ЖД-вокзала «Велеславин». Очевидно, что станция строится открытым способом:
Первым делом необходимо спуститься вниз, для этого делаем небольшой крюк.
На входе все гости Дня открытых дверей получали от добрых строителей в касках (а это явно были метростроители) информационные листы, на которые все по маршруту следования собирали печати и в итоге открывные листы со всеми печатями участвовали в розыгрыше iPod Nano, бадминтоновой ракетки с подписью олимпийского чемпиона Петра Коукала (чеш. Petr Koukal), различных книг, флешек и пр. призов.
Карты и в целом листовка выполнены по тому же проекту, что и в случае дня открытых дверей на строительстве тоннеля «Бланка». Радует, что чешские строители не стесняются и не ленятся писать конкретные данные о строительстве — сколько кубометров грунта было изъято, какая техника использовалась и пр.
Но вернемся к строительству — спускаемся вниз.
Идем.
А вот и виднеется вестибиль будущей станции «Велеславин».
А вот и она. Здесь всего через год будут ездить поезда и мигать лампочками платформы. Не сомневаюсь, что на этом продолжении зеленой ветки будут те же мигающие ограничители безопасной зоны, которые сейчас установлены на новых станциях красной ветки.
Прошу обратить внимание на туалеты на заднем плане. Это не служебный туалет, множество таких биотуалетов, диспенсеров с водой и попросту горы пластиковых стаканчиков привезли специально на день открытых дверей. В большинстве своем, на подобных мероприятиях не забывают о людях с ограниченными возможностями, но в конкретном случае оборудовать трассу было невозможно.
Колонки рядом с палаткой на случай непогоды не работали. Вероятно, они были задействованы на открытии, которое мы успешно проспали.
На всех площадках были и спасатели:
Входим в чрево будущего метро. В начале экскурсии выставлена различная техника: бульдозеры, бетононасосы и др.
Цепи на бульдозере:
Данный сегмент является частью станции, поэтому существенная основная работа все-таки не поставлена на поток.
В конце будущей станции находится начало непосредственно тоннеля, выполненного по технологии TBM:
Даже ежу понятно по этому фото, насколько высокотехнологична технология, раз в этом тоннеле в паре десятке метров под землей банально сухо:
По данному тоннелю мы проследовели всего несколько сотен метров на север, оказавшись в технической яме, изначально предназначенной для помещения проходческих щитов. Удивляться размерам не стоит, щит имеет в длину 95 метров. В будущем данная яма будет превращена в вентиляционную шахту метро. Перед нами — тоннели в направлении станции «Дейвицка».
Люди идут вереницей по тоннелю:
В целом данная яма используется для погрузки секций тоннеля, компонентов, бетона и пр. В нашем случае здесь находился первый пункт для отметок на листовки, никто не хочет отказываться от призов.
Из правого тоннеля мы вышли, обратно до станции «Велеславин» идем обратно по левому.
Пожалуй, лишь меня заинтересовали лежащие здесь секции тоннеля:
Обратите внимание на исполнение, на краях есть уплотнители! Вот откуда такая герметичность тоннеля!
В этой яме также находятся лифты для доступа персонала:
И, как я понял, загрузки бетона:
Повсюду, как и всегда у чехов, информационные щиты:
Йа-ху, снова разная очень интересная техника!
Пройдя обратно по такому же прекрасному герметичному тоннелю мы оказываемся в исходном пункте нашего путешествия:
Не забываем поставить вторую из трех отметок для участия в розыгрыше призов:
Кто-то сходил в туалет, кто-то погрелся — вновь идем в тоннели, теперь на юг, в сторону строящейся станции «Петржины». Внимание, тоннель идет вверх под углом в 4 процента. Правда, по факту это и незаметно.
Неспеша, без суеты продвигаемся. Внутри тоннеля можно и обгонять людей, стены очень гладкие, но обойти людей не составляет труда.
Туда:
Сюда:
Сразу обращаю внимание на конструкцию стен тоннеля, они составлены из увиденных нами ранее секций с уплотнителем по периметру и стянуты болтами:
Посетителям доступны далеко не все отрезки тоннелей, порой приходится переходить из одного тоннеля в другой.
Идем-идем… По меньшей мере полчаса всей экскурсии мы видим такую картину:
На отрезке между станциями «Велеславин» и «Петржины» есть 5 перемычек между тоннелями. В будущем они будут использоваться для размещения части оборудования и попросту в экстренных ситуациях для перехода из одного тоннеля в другой.
Во время дня открытых дверей в них находились зоны для отдыха гостей. Можно было посидеть на скамеечке за столиком, попить воды, перевести дух.
Или попросту погреться, т.к. здесь были установлены тепловые пушки.
На всем пути следования посетители задавали персоналу разнообразные вопросы. Отмечу, что на всех подобных днях открытых дверей персонал очень отзывчив, идет на контакт даже с детьми и с удовольствием объясняет детали проекта, как работается людям на этом объекте. Люди очень открыты, я бы даже сказал, что наивны.
Но молодежь сразу же продолжает путь и мы оказываемся в тоннеле уже с залитой поверхностью для размещения рельсов:
В целом по ходу маршрута можно отмечать разную степень готовности.
И вот мы выходим на будущую станцию «Петржины»:
В отличие от Велеславина, данная станция изначально была пробурена по технологии NRTM и поэтому солнечного света никогда не видела. Использованный метод вовсе не инновационный, он используется с 1960-х лет.
Мы вышли из правого тоннеля, между тоннелями находится шахта для будущего эскалатора, по которому пассажиры будут выходить в вестибюль перед магазином Билла:
В данной шахте длиной 60 метров явно работать непросто:
Это впечатляющее чудо техники все стараются сфотографировать, удается не всем.
И еще раз:
Несмотря на строительство нескольких станций одновременно, разные станции имеют разную архитектуру. Например, если Велеславин является трехсводчатой станцией, то Петржины — односводчатая станция:
И вновь туалеты:
Диспенсеры с водой, стаканчики:
И спасатели:
Не забываем поставить последний третий штамп и со станции «Петржины» мы выходим во вспомогательный тоннель «Маркета», который в конечном счете будет засыпан. Именно поэтому здесь мы видим дешевые в строительстве классические методы метростроения:
В первую очередь — повсюду грязь, вода и работают насосы:
Лично я думал, что в новых тоннелях все будет построено именно таким дедовским грязным способом:
Начинается существенный подъем:
Последний привал:
И уже виден свет в конце тоннеля:
В конце тоннель существенно расширяется:
Вот и все.
Выходим на свежий воздух:
Сбрасываем купоны для участия в розыгрыше:
Экскурсия окончена, надувные ворота нас провожают:
По пути на остановку можно посмотреть вблизи на контейнеры-дома для строителей, склад стройматериалов:
Обязательно приеду на открытие!
Технология
А теперь самое интересное — как волшебно складываются бетонные сегменты в цельный тоннель, не поленитесь посмотреть целиком, на видео идет речь о строительстве в Барселоне по данной технологии:
Постараюсь описать кратно, но емко для тех, кому лень или кто не знает английского. Через яму на заданную глубину погружается т.н. «проходческий щит» длиной 95 метров. По факту это целый состав, который не только выбирает перед собой грунт и предоставляет удобную смену буров, но и транспортирует этот грунт по лентам назад через все тоннели (чистота!), а к щиту перевозит сегменты. Общее количество персонала на данном щите составляет не более 12 человек! Главное волшебство см. на видео с 6:05 — рука (!) ставит и фиксирует сегмент на нужное место. После того, как кольцо из сегментов установлено, оно все еще продолжает оставаться внутри фартука щита (т.е. не контактирует с грунтом) и щит гидравлическими домкратами опирается на него, продвигаясь вперед. После того как кольцо начинает контактировать с грунтом, между ним и грунтом закачивается бетонная смесь. И это не говоря уже о том, что сегменты имеют резиновый уплотнитель!
Изгибы тоннеля достигаются банальным использованием сегментов разной конфигурации!
Еще раз фото собранного тоннеля:
До чего просто и при этом гениально! К сожалению, у меня нет строительного образования, но такое строительство кажется мне чрезвычайно выгодным для будущей эксплуатауции и быстрым. Наверняка таким тоннелями не страшна прокладка даже через грунтовые воды. К слову, на данных щитах чехами была достигнута скорость в 30-40 м/сутки и поставщик остался очень доволен.
Еще одно видео о принципе работы данного современного щита:
Также стоит посмотреть, как 26 ноября оба щита вышли на станцию «Дейвицка» (ныне являющейся конечной на ветке А).
13 комментариев
Оставить комментарий
Рубрики
- Бюрократия (10)
- Город (4)
- Досуг (7)
- Еда (3)
- Жилье (2)
- Культура (5)
- Прочее (19)
- Путешествия (1)
- Связь (4)
- Транспорт (8)
Рекомендую блоги
- EngineerAbroad — блог семейной пары о работе инженерами в Чехии после ЧВУТ
- Familiafarm — блог Дарьи Павлович о жизни в Чехии
- Simakhin — блог о полетах, самолетах и Чехии
- Подебрады.ру — мой основной блог о Чехии и курсах чешского
Комментарии
Свежее у друзей
- «Хорошие русские» и их петиции 29.10.2024
- Пособие для студентов с временной защитой 06.10.2024
- Временная защита для украинских студентов 15.09.2024
- Замена замка и единый ключ на несколько замков 01.09.2024
- Новый забор 04.08.2024
Тоже хотели туда пойти, но сессия отнимает все время. Спасибо за репортаж 🙂
(зануда=on) 4% не равны 4 градусам. По сути, 4% — это градиент, если пересчитать его в градусы, то получится ~2.3 (зануда=off) 🙂
Спасибо, поправил 🙂 Писал поздно вечером и был невнимателен.
хороший репортаж, спасибо
«Постараюсь описать кратно, но емко»
хм? даже если подразумевалось «кратко», то все равно хм)
[…] в факультетскую клинику Мотол (да, там скоро будет метро) и там есть отделение для иностранцев (чеш. Oddělení péče o […]
[…] в факультетскую клинику Мотол (да, там скоро будет метро) и там есть отделение для иностранцев (чеш. Oddělení péče o […]
А на Червены Врх планируют станцию все-таки или нет?
Да, но называться будет «Боржиславка».
Вот бы в такой трубе на велосипеде погонять!
Спасибо, интересный репортаж.
Интересно как щит проходит первые 40 метров тоннеля?
Как я понял: копают яму (на фото она есть), в нее опускают щит и он начинает копать.
То что опускают в яму, это понятно.
В мультике показано что щит гидравликой отжимается от предыдущего кольца. А как он «бурит» первые метры? От какого упора отталкивается?
Как и в вдигателях внутреннего сгорания нужно сэмулировать страт. Например, варится металлическое кольцо с опорами на бетоные стены. Потом убирается
[…] я не буду, все о ходе строительства можно прочитать в моей статье о дне открытых дверей на этой стройке в январе 2013 года. Сам же проект […]