30 Дек, 2010
6 комментариев

День открытых дверей в Национальном техническом музее

Вчера, 29 декабря 2010 г. в Национальном техническом музее (чеш. Národní technické muzeum v Praze, NTM)прошел день открытых дверей, приуроченный к скорому открытию музея после реконструкции, начавшейся еще в 2006 году. Изначально планировалось открыть музей к 100-летнему юбилею в 2008 году, но реконструкция затянулась и музей откроет свои двери 15 февраля 2011 года.

NTM является главным хранилищем истории чешской техники, поэтому несмотря на обилие филиалов и дочерних музеев (например, открытый недавно музей ЖД), в экспозициях расположено лишь 15% фонда. Главное здание с 1941 года находится неподалеку от Летенского парка: Kostelní 42, Praha 7.


Просмотреть увеличенную карту

Добраться до музея можно трамваями №1, 25, 26 от метро Hradčanská до остановки Letenské náměstí. Неподалку от остановки расположена примечательная башня:

Мы подошли к музею после обеда и нас встретила очередь человек в 300, начинавшаяся далеко за углом от входа.

Но полчаса ожидания — и мы внутри.

Для Дня открытых дверей была подготовлена лишь половина единственного зала, транспортного. Были открыты лишь первые 2 этажа — с автомобилями, мотоциклами, ЖД-транспортом. Над ними после полного открытия музея будут доступны еще 2 этажа, с авиацией и водным транспортом. Я постарался охватить наиболее интересные экспонаты.

Автомобили

Чехословакия относится к одной из 10 стран, где зарождалось автомобилестроение. В начале прошлого века в стране было более 100 компаний, выпускавших автомобили. Соответственно, зал заполонен интересной чешскословацкой автотехникой, хотя исторические вехи отражены и зарубежной техникой производителей Benz, Audi, Bugatti и т.д.

Маленький кусочек СССР, отголосок советской оккупации — ЗИС 110, который с подачи Москвы использовали чехословацкие власти в 1950х:

Компания JAWA была основана в 1929 году и до сих пор является очень известной своей продукцией, но в первой половине 20 века она выпускала и автомобили. Даже гоночные. В музее выставлен один из спорткаров JAWA 750, построенных в 1935 году для гонки «1000 чехословацких миль» и успешно его выигравший:

База Mercedes-Benz W154 успешно использовалась в Чехословакии после 2 мировой войны, выигрывала гонки, продавалась за рубеж:

Авиация

Этаж воздушного транспорта до открытия музея закрыт, но экспонаты подвешены в зале или расставлены на 1 этаже и их можно осмотреть.

В Чехословакии было развито и авиастроение, наглядным примером этому является Aero L29 1968 года, основной учебно-тренировочный самолет стран Варшавского договора и использующийся до сих пор по всему миру:

Пожарная автотехника

Пожарная повозка конца 18 века:

Железные дороги

Императорский вагон, конец 19 века:

Мотоциклы

Спортивный велосипед границы 19 и 20 веков. Отличий от современных немного, хотя деревянные обода выглядят забавно:

В начале века были очень популярны совместные гонки велосипедистов и мотоциклистов — мотоциклист создавал разряжение воздуха за собой и это позволяло велосипедисту разгоняться до 100 км/ч.

Скутеры имели спрос в уже в 1920х:

Многие экспонаты описываются не только с помощью информационных табличек, но и расположенными наверху историческими фотографиями, рекламой:

Самый длинный мотоцикл:

В зале находится лишь один BMW, что удивительно, учитывая вклад компании в мотоиндустрию. Представленный экземляр, BMW R 11, является типичным «немецким наследием» второй мировой войны — эти мотоциклы были широко распространены в послевоенной Чехословакии, были очень надежны и прослужили не один десяток лет.

В середине 2 мировой войны в Праге летчик на заводе Aero собрал первый прототип т.н. «дальника», мотоцикла с кабиной. Затем был начат промышленный выпуск и в современном мире мы знаем эту продукцию в виде закрытых скутеров.

Компания Praga существует более 100 лет и за это время успела выпускать грузовики, самолеты, танки, а сейчас все больше фокусируется на выпуске мотоциклов. В 2002 году в международных ралли успешно выступала Praga ED 610.

В 2006 году был начат выпуск обновленной модели JAWA Pionýr, который был очень популярен в 1950х годах. Собирается, кстати, в Китае.

Чехия имеет славные традиции производства автомобилей, мотоциклов, сделало большой вклад в развитие отрасли в первой половине 20 века. Даже в современном мире международного рынка в Чехии производится ежегодно более миллиона автомобилей (больше, чем в России), что при населении в 12 млн человек — очень много.

В целом выставка очень интересна и ориентирована на отражение места Чехословакии в мировой истории техники. Каждый экземпляр связан с событиями в истории страны. Радует, что фонды собираются для разностороннего и интересного посещения, а не занудного пересматривания всех возможных модификаций одного и того же вида техники, особенно если он не имеет никакого отношения к стране.

Осмотр даже этого кусочка музея занял несколько часов, с нетерпением ждем 15 февраля и открытия всего обновленного музея, где будут доступны отделы электротехники, акустики, фототехники, горного дела, промышленного дизайна, машиностроения и многих других отраслей техники.

Общий вид экспозиции Дня открытых дверей:

См. также

6 комментариев

Оставить комментарий

Рекомендую блоги

  • EngineerAbroad — блог семейной пары о работе инженерами в Чехии после ЧВУТ
  • Familiafarm — блог Дарьи Павлович о жизни в Чехии
  • Simakhin — блог о полетах, самолетах и Чехии
  • Подебрады.ру — мой основной блог о Чехии и курсах чешского