14 Мар, 2012
3 комментария

В Праге офисы стоят дешевле, чем в Иркутске

Я многие годы связан с менеджментом предприятий и поэтому еще с России имею знакомство с уровнем цен на коммерческую недвижимость и в первую очередь на офисы. В Иркутске каждое предприятие огромные деньги тратит ежемесячно на создание рабочего места: аренда офиса, интернет, вода и печеньки. Они составляют ощутимую долю и поэтому нередко фирмам проще работать удаленно, пускай и с оформлением в штат. А платит за все, как ни странно, клиент.

Средняя цена на аренду небольшого офиса (40-60 м2) в Иркутске составляет 700-1100 руб в месяц за м2 (проверить). Это около 425-666 крон в месяц по текущему курсу. Причем, думаю, никому не нужно объяснять, что из себя представляет типичный российский офис — с мелком косметическим ремонтом, в старом относительно реконструированном здании. В новых бизнес-центрах все еще хуже.

А теперь пройдемся по ценам на офисы в Праге, где размещены сотни, если не тысячи международных офисов. Я очень долго искал и нашел самый дорогой в Праге офис в главном чешском небоскребе, City Tower. Панорама Праги, удобное расположение в центре.

Цена за небольшой офис в 46 м2 — 23754 крон и около 5980 крон в месяц коммунальных платежей, без учета НДС. Итого с НДС будет 35680 крон за целый офис или 775 крон/м2. Т.е. в Праге самый дорогой офис стоит на уровне хорошего иркутского?

Или по желанию можно сделать себе офис в историческом доме в стиле барокко в Старом городе, все после полной реконструкции, но с сохранением исторической достоверности. Стоит удовольствие всего 22605 крон за 45м2 с НДС, т.е. 502 кроны/2.

Средние цены по Праге можно посмотреть на SReality.cz: 15-20 тыс крон за офис в 40-50 м2, т.е. 300-450 крон/м2. Да, дешевле, чем в Иркутске.

Я не думаю, что в Праге дороже стройматериалы, земля или рабочие руки. Скорее даже наоборот. Пожалуй, просто меньше давление чиновников на застройщиков, проще бизнес-процессы и каждый вышестоящий предприниматель не закладывает в цену риски инфляции, банкротства, откаты. И в конце-концов живется проще всего простому народу, который оплачивает всю эту пирамиду.

В Чехии до того просто вести бизнес, что я уже просто отмахиваюсь от мелких предложений по российским проектам — мне проще потерять деньги, чем возиться с бухгалтером и юристом (а без них в российском бизнесе не обойтись). Например, Яндекс хочет платить мне ежемесячно по несколько сотен рублей, но я на оформление всех бумажек потрачу больше времени и денег, чем заработаю. В Чехии же достаточно выставить примитивные бумажки, состряпанные на коленке за пару минут и это — документ! Можно принимать наличные, не имея даже кассы — в качестве подтверждения достаточно листка с написанной от руки суммой.

3 комментария

  • Иркутск в этом плане, уникальный город. Можно это предложение взять за шаблон — «_________ дешевле, чем в Иркутске». 🙂 Например: «Офис в Санкт-Петербурге стоит, дешевле, чем в Иркутске». (Примерно одинаково;)

    По-поводу ведения бизнеса в Праге, это интересно. Сам по работе связывался с тем, что важнее не отношения и результат, а бумаги. И здесь это действительно важно, это защита от заказчиков, от их не компетентности. А то в противном случае это обернется против тебя же, как не добросовестного работника.

  • Мой друг снимает в Москве офис за 10000 р. Площадь офиса 17 м2. Находится у метро Автозаводская (это не окраина Москвы, а достаточно близко к центру). Итого получается 588 рублей за квадрат. Или 372 кроны.
    Это для сравнения с Иркутском

  • Совершенно верно. Плюс еще один аргумент — серьезная конкуренция. Все это на пользу нам, арендаторам) Сравните цены с любой другой столицей — результат на лицо. Тем более, что мы живем в центре Европы

Оставить комментарий для Антон Дуканич

Рекомендую блоги

  • EngineerAbroad — блог семейной пары о работе инженерами в Чехии после ЧВУТ
  • Familiafarm — блог Дарьи Павлович о жизни в Чехии
  • Simakhin — блог о полетах, самолетах и Чехии
  • Подебрады.ру — мой основной блог о Чехии и курсах чешского